Сегодня день рождения моего друга АЛЕКСАНДРА КАЛМЫКОВА. Часто мы называем его АК. 

В этот день я хотел бы вспомнить, что сделал этот человек для цирка. Не все, а только существенное. А то в последнее время слишком многим хотелось мазнуть его черной краской. 

Сделано действительно много – всего в одной короткой статье не напишешь. Иногда мне кажется, что его творческая жизнь сложилась из множества ярких жизней, наслоившихся одна на другую. 

Творческий путь начался в Туле, где он сначала под руководством отца, а потом самостоятельно создавал цирковые спектакли. Именно спектакли, ведь именно на них он был «заточен». 

В спектаклях, а не в обычных программах видел АК будущее циркового искусства еще в начале 70-х. Время доказало, что многочисленные поиски плеяды отечественных режиссеров в этом направлении, включая АК, практически предсказали будущее. Сегодня цирк дю Солей, «Семь пальцев», «Цирк Элуаз», «ТУ-Ю» – лучшие зарубежные коллективы - не представляют и не понимают другой формы цирка, кроме спектакля. Никаких дивертисментов, даже тематических. Идеи спектакля плавно перетекли от нас на Запад и стали фундаментальной основой современного циркового мышления. 

Мне посчастливилось, в течение нескольких лет работать и репетировать в Туле. Я видел многие спектакли АК, а в некоторых даже участвовал. 

Этих крупных пантомим в Туле в 70-80-е ставилось много - 4-5 в год. Так что с 1975 по1987 г. АК создал около 30 больших произведений. А всего крупных постановок на его счету более 50. 

Мне особенно памятны конная пантомима «Хан Гирей» с Никитой Кочаковым, «Масленица» с Бондаревым, получившая премию комсомола. «Сердце Данко» с Марчевским в главной роли. Ну и, конечно, незабываемый «Левша» с мл. Довейко в главной роли и В.Браташом в роли Кормчего. 

Это были настоящие спектакли с потрясающими костюмами, арендованными на киностудии им. Горького. Со специально написанной музыкой для этих произведений. 

АК в те годы серьезно проверял важный для себя тезис: «Можно ли ставить серьезные литературные произведения, написанные всемирно известными авторами, на манеже цирка?» Возможен ли перевод романов, очерков, повестей не на театральную сцену, не в балет, а на язык цирка? 

Практически все 30 произведений тульского периода были основаны на литературной классике, переведенной на язык трюка. Среди авторов, которых АК брал для своих спектаклей, были Пушкин, Горький, Гете, Жуковский, Лесков, Дюма, Олеша, Маршак, братья Гримм, Кэрол, Стивенсон и другие. Самый высокий литературный уровень пробовался в цирке. 

Он спорил сам с собой: балет может ставить серьезные вещи, а мы нет – почему? За несколько лет Тула стала Меккой, главной творческой цирковой лабораторией страны. Тульский цирк под руководством АК трижды получал переходящее знамя – «Лучший цирк СССР». 

Вершиной этих экспериментов стал первый цирковой мюзикл на музыку Анатолия Кальварского «Три толстяка» по Ю. Олеше в СКК «Олимпийский». Главные партии в этом мюзикле пели молодые Павел Смеян и Лариса Долина. Это был революционный призыв к свержению старых идолов, актуальный тогда, в 1988 году. Особенно в жанре циркового мюзикла. Это было время свершений и надежд. Так развивалась первая творческая жизнь АК. 

Вторая творческая жизнь развивалась с конца 80-х, когда его заметил Министр культуры СССР Захаров. Он перевел молодого режиссера в Москву, назначив директором и худруком Всесоюзной дирекции по подготовке новых произведений цирка. Об этом времени я знаю меньше, но мне известно, что АК и там коренным образом изменил и реформировал все. 

Он создал новые мастерские. Первая называлась «Экспериментальная». Руководить ею он поставил никому до того неизвестного Гнеушева. Создав художнику все условия для творчества, пробив ранее запрещенные для него зарубежные поездки. Ему не было отказа ни в чем. Так благодаря безграничной помощи АК в Дирекции родился феномен : «режиссер Валентин Гнеушев». Это был прорыв в творчестве. 

Мастерскую «геометрического и авангардного цирка возглавил Александр Гримайло, который был очень слабым клоуном. Но многолетними усилиями АК последний получил все необходимые навыки режиссера. 

Мастерскую «Детского цирка» возглавил В.Г.Херц. Не получилась мечта создать детский интернат на колесах. В рамках тоталитарного государства это было невозможно. Однако с этого времени пошло мощное поветрие в создании номеров родителей и детей. АК добился у тогдашних верховных профсоюзов разрешения цирковым детям репетировать на манеже. Ведь настоящий цирк начинается с детства. Но тогда детские репетиции были строго запрещены. АК поломал это. 

Там же во Всесоюзной дирекции он создал первый в цирке и второй в Москве кооператив по производству цирковых костюмов и реквизита с художником Новоселовой. 

Сюда же в Дирекцию он привез Ги Лалиберте. Создатель Цирка дю Солей первый раз приехал в Москву в 1988 году к Калмыкову. Вместе они создали «Меморандум» совместной деятельности Созгосцирка и Цирка дю Солей, который брался обеспечить наших феноменальных артистов лучшими в мире художниками по костюмам, балетмейстерами, композиторами, дизайнерами реквизита. Но осуществиться этому «Меморандуму» было тогда не суждено – помешали бюрократы. А цирк дю Солей вместо совместного творчества просто 20 лет подряд забирал артистов из России, переодевал их и вставлял в свои спектакли. Многие идеи и режиссерские решения которых, кстати, тоже пришли из России. 

Пребывание АК во Всесоюзной дирекции стало там настоящей революцией. Но в 1989 году АК попал в страшнейшую автомобильную катастрофу и очень долго не мог прийти в себя от многочисленных травм. 

Здесь плавно начинается третья творческая жизнь АК, которого Юрий Никулин и его коммерческий директор называли «первым нашим импресарио», «новым Дягилевым». 

АК первым в СССР подписал так называемый арендный договор, по которому артисты, отчисляя необходимые средства государству, стали получать зарплату в 5-6 раз больше. 

По образцу его контракта проходили все коммерческие гастроли того времени. Большой театр в те годы также взял за основу этот договор. По этому договору программа Олега Попова свободно перемещалась по всей Европе, меняя страны по своему усмотрению. 

Тогда, в 80-х, зарплата ведущим артистам в 200 у.е., полное двух-разовое питание с французским поваром, полное страхование, оплата налогов, отчисления Росгосцирку –казались чудом. 

Это турне длилось почти пять лет и охватило практически все страны Европы. Многие до сих пор считают эту поездку – лучшим контрактом отечественного цирка. Чего стоит только школа на колесах для двадцати детей артистов, с двумя выписанными из России учителями и компьютерами (начало 90-х). 

В те годы АК напрямую сотрудничал со всеми крупнейшими цирками мира. А промоутеры Германии и Голландии, вспоминая, как он лихо передвигал огромную программу по Европе, до сих пор считают его одним из лучших специалистов в гастрольном бизнесе. 

Этот период АК вспоминает как самый информативный и познавательный период своей жизни. «Здесь я закончил третий университет!», - вспоминает он. Достаточно сказать, что к хорошему знанию английского еще два языка - немецкий и французский - он выучил во время гастролей. Но подросли дети, караванная жизнь имеет свои пределы, и АК вернулся в Москву. 

В России второй половины 90-х он не сразу нашел себя. Но мечта, заложенная отцом, не давала покоя. Я сам хорошо помню, как дядя Дима собирал нас молодых за столом и говорил: « Ребята, я не понимаю. Почему лучшие цирковые номера делаются в России и Китае, а показывать мы их везем на Лазурный берег?». Этих слов отца АК не забыл. В 1996 году он с командой создал такое событие, которое в цирковом мире вряд ли кто-нибудь перешагнет. Впервые за 70 лет Комендатура Кремля разрешила проводить шоу на Красной площади. 

Иосиф Кобзон приехал ночью перед премьерой, увидел тринадцать цирков от Древнего Египта до наших дней в феерических декорациях Бориса Краснова, и сказал: « Я не верю своим глазам! На этой площади десятилетия ездили только танки и пушки, топали солдаты. А сейчас стоят прелестные цирки. Это чудо какое-то!». 

2,5 тысячи артистов на открытии, краны для воздушных гимнастов, парад антикварных автомобилей с членами международного жюри со всего мира. В ложе вице-премьеры России, поздравление Президента, открывал Фестиваль Министр культуры. Цирк возле Кремля - это достоинство, которое заслужил советский цирк своими триумфами. Так сын реализовал заветную мечту своего отца. Кто-то из искусствоведов сказал об этом Первом Всемирном фестивале на Красной площади –«цирковое искусство так высоко еще не поднималось!». 

Шоу открытия фестиваля на Красной площади так до сих пор никто не сумел повторить. 

Сразу после этого АК возродил практику внутренних цирковых фестивалей России, проведя первый Всероссийский в Ярославле. Понимая, что фестивали –это планка, к которой потянутся артисты, а значит это - механизм развития любимого искусства. Там же в Ярославле он выступил с жесткой критикой действующего генерального директора. Его выступление длилось более часа. За этот поступок (за критику руководителя) он тут же был уволен, но никогда об этом не жалел. 

И далее последовали шесть долгих лет на «вольных хлебах». Это было трудное время. Две дочери тогда заканчивали школу и поступали в МГУ. И папе нужно было пахать, чтобы содержать семью. Помощи ждать было неоткуда, и папа пахал. 

Придя в узкий клан режиссеров праздников и крупных эстрадных шоу, он носил презрительное клеймо –«цирковой» - не наш. Но уже через год его признали одним из самых мощных постановщиков праздников, автором и реализатором самых оригинальных и дерзких идей. Цирк не мешал, а открывал новые горизонты в этой сложной профессии. 

АК был одним из главных постановщиков главного праздника 90-х –«850 -летия Москвы». Чего стоил только уличный Карнавал 10 округов города с почти 20 тысячами участников. 

Другой крупнейшей постановкой было Закрытие Всемирных Юношеских игр в Кремлевском Дворце. 

Много лет подряд АК делал мощные концерты на Международном Авиа-Космическом салоне (МАКС). Там он прославился концертом на крыле самолета ИЛ-76 и легендарным «балетом самолетов в воздухе». 

Рокеры Москвы хорошо помнят скандальный концерт в СКК «Олимпийский» «Последняя лента Феллини» с известнейшими рок-группами «БИ-2» и «Сплин». Я помогал АК делать ослепительный концерт для Омбудсмена России в Колонном зале Дома Союзов. А его фильм, снятый голландским телевидением VPRO «Сон медведя» об уходящих звездах советского цирка занял первое место на фестивале документальных фильмов в Мюнхене. (Российские телеканалы снимать и показывать этот фильм отказались) 

В бельгийском издательстве LANOO АК написал и издал вместе с другом книгу об Олеге Попове «Тот самый Попов». Книга имела большой успех в странах Бенилюкса (так как написана была на фламандском языке). (В России книгу о Попове издательства публиковать не захотели). 

За эти годы АК со своими друзьями, Галиной Меркушевой, Любовью Тихоновой и Людмилой Мешковой, в созданном ими продюсерском центре «Доктор Фауст», стали широко известной командой постановщиков мощных праздников и больших эстрадных концертов. Они работали на всех самых престижных площадках Москвы. 

В 2003 году Швыдкой решил провести выборы для своего выдвиженца, с тем, чтобы узаконить пребывание в должности генерального директора Росгосцирка назначенного им же в цирк «варяга». Шансов у нас не было совсем, но мы с АК решили предложить на выборах нашего кандидата – лучшего на тот момент артиста и дрессировщика отечественного цирка Мстислава Запашного. По странному стечению обстоятельств – нам это удалось. Министр вынужден был признать победу не любимого оппонента. 

Дальше была большая рутинная работа, о которой много говорилось и писалось. В ночь после выборов ММЗ дал нам клятву не пожалеть живота своего для возрождения циркового искусства. Причем клялся он не на трибуне, а нам, своей команде. 

Разочарования начались не сразу. Но начались. АК работал в качестве единственного зама почти семь лет. Это он с финансистами проходил все проверки, это он с юристами ходил во все Министерства, ведомства и Правительство, туда, где решались все ключевые вопросы существования системы. Для него последние два года стали «адом», не раз он был на грани ухода. Но об этом у нас не принято говорить. 

Министр культуры Авдеев уволил ММЗ, не скрывая причины – «за проявления феодализма». Всем в Министерстве и Главке хорошо было известно, что основной причиной отставки стали его сын и жена. 

АК назначили Гендиректором до выборов. Он проработал в этой должности два года и девять месяцев. Я просто перечислю, что ему удалось сделать за этот кратчайший срок. 

- Постановление Правительства «О едином имущественном комплексе» №… от… Эта работа была начата АК, юристом и Мешковой еще при Запашном. Заняла три полных года жизни. Но переоценить ее невозможно. В этом Постановлении все имущество Росгосцирка объединяется в один комплекс, который нельзя членить и разделять, и фиксируется в Регистрационной Палате. Чтобы из этого комплекса вытащить цирк – нужно издать другое Постановление Правительства.  

- Концепция Развития циркового дела в России до 2020 года, утвержденная Премьер Министром Путиным. Мне смешно, когда кто-то говорит, что чья-то программа развития была лучше, когда есть государственная Концепция, написанная Министерством культуры совместно с Калмыковым. Какие еще могут быть программы после утверждения Путиным? 

- Реконструкция Астраханского, Ярославского и Курского цирков (не косметический ремонт в угоду начальства, а реальная полная реконструкция, включая свет и звук в цирке). 

- Подготовлена техническая документация и выделены деньги на реконструкцию Пензенского цирка, Омского и Самарского (2015) цирков. И это тоже на полную реконструкцию. Пусть кто-нибудь попробует повторить это при колоссальном сопротивлении Минэкономразвития (тогда это была Набиулина) 

- В 2010 году АК в три раза поднял зарплату артистов цирка (была 8500 руб.), не повысив ее ни на копейку ни себе, ни главку. Он добился того, чтобы ведущие артисты начали получать по 100 000 рублей официальной зарплаты. В успех этой реформы не верил никто, даже экономисты и близкие друзья. Денег на это никто не выделял. Это было тяжелейшее испытание для целой системы. В случае провала, могла произойти катастрофа. Это был кровавый рывок. Но АК понимал, что по-прежнему уже жить нельзя. Сегодня эта зарплата приелась, стала обыденностью. Многие законно ждут ее повышения, но это вряд ли это произойдет в ближайшее время. 

- Созданы Открытая приемная, Виртуальный музей (хотя все предшественники видели там или магазин или ресторан). 

- Социальный цирк в Ярославле придуман целиком АК и блестяще реализован Натальей Шульгой. 

- ЦИРК TV – впервые заработало собственное цирковое телевидение, пусть для начала очень простенькое, но собственное. Оно работало полгода, пока Халилова с Майхровским его не похоронили. А зачем им телевидение? 

- АК создал серию документальных фильмов о цирковых жанрах «Конный цирк», «Жонглеры», «Енгибаров и современная клоунада», «Режиссеры цирка», «Сергей Игнатов», «Суахили» и мн.другие. Он говорил, если не эти фильмы - то кто расскажет молодому поколению о великом прошлом цирка?! 

- Началась профессиональная съемка всех программ Росгосцирка. (Когда-то 25 лет назад АК купил первую в Союзгосцирке камеру и поручил режиссеру Гранидеру отснять весь «конвейер» на VHS кассеты. Эта работа заняла два года. За нее АК получил выговор от Руководства компанией). В 21 веке уже больше нельзя было пользоваться тем , что он сделал в конце 80 –х. 

- Совместно с немецкой компанией BOSH АК создал электронную программу передвижения цирковых программ со всеми их грузами (то есть практически электронный отдел формирования) 

- Была подготовлена и к началу 2013 года должна была заработать Цирковая Биржа Проката цирковых программ. Это должно было быть революционным событием, поскольку по условиям этой Биржи годовые контракты должны были быть подписаны между прокатчиками и директорами цирков напрямую. Вообще прокат, возрожденный, кстати, тоже АК, Концепцией признан главным рыночным инструментом цирка. По АК, со временем, в цирке не должно было остаться ни одной не прокатной программы. Роль Генеральной дирекции (Пушечная) должна была к 20-му году минимизироваться и свестись до координационного бюро от работодателя. 

- За полгода был создан на базе ХПК мини-завод автомат с 6-ю уникальными японскими станками. Эти станки новейшего поколения могли по одному только эскизу кроить ткани, кожу. Резать декорации из пенопласта, дерева, стекла, металла. Шить модельную обувь. По чертежам изготавливать на глазах цирковой реквизит любой сложности. Станки были привезены, отлажены, запущены в производство. Для них были выстроены специальные дополнительные помещения. Возможности для обеспечения цирка всем необходимым открывались поистине неисчерпаемые. Потом пришла честная Яна, главная приспешница новой власти, и за месяц все было беспощадно уничтожено. Вандализм. 

- Колоссальным событием в творческой жизни мирового цирка стали придуманные и созданные Калмыковым с молодежной командой 1-й и 2-й Фестивали цирковой режиссуры в Санкт- Петербурге. Таких фестивалей нет и не было нигде. Здесь были собраны произведения авангардного цирка, поставленные как на сцене, так и на манеже. 

- Придуманный АК к юбилею Марчевского Всемирный фестиваль клоунады представляет самых великих артистов этого жанра уже шесть лет в Екатеринбурге. 

- Последняя идея АК была придумана им в пику зеленым борцам против дрессуры в цирке. Это Всемирный Фестиваль Дрессуры «От воробья до носорога», задуманный им для реконструированного Курского цирка. 

- Не говорю уже о его прославленных детищах –фестивалях «Принцесса цирка» и «Всемирный фестиваль циркового искусства». 

Чувствуя, что 5-й Всемирный станет для него последним, АК собрал в Лужниках практически все лучшие программы Росгосцирка. Это было поистине триумфальное шоу, в котором все «звезды» получили золото. А ведь жюри могло предложить привычный расклад: например, распределить между Корниловым, Эрадзе, братьями Запашными – золото, серебро и бронзу. Но все аттракционы вложили в это триумфальное шоу душу, и не нужно было никого обижать. Тем более, что сам принц Ренье, придумавший когда-то эти фестивали, в конце жизни говорил о неправомерности соревнования маленькой девочки-каучука с огромным аттракционом с хищниками. Фестивали – да! Конкурсы – нет! Мы все знаем, как они судятся! 

- Закончить мне бы хотелось на том фундаментальном подходе к творчеству, которое он ввел в последние годы. ЦЦИ только для революционных работ - Довейко-младший, создавший шедевр, Партерный полет Добровицкого – чудо, три великолепных номера русской палки, подкидные доски Захарова с легионерами из Кении. Все фестивали последних двух лет выиграны работами, начатыми Калмыковым. Не спектакли -времянки, для начисления «авторских», как любили предшественники – а реальные прорывы в жанрах. Каким мог быть и Леонардо, если бы не погром Майхровского со Смольным. Свой последний вариант номера Черниевский обсуждал только с АК. Просил помощи. АК помог. Об этом не знал никто. Результат – очередной шедевр мастера. 

Согласитесь, что за не полных три года, да еще с графой «до выборов» (а на этой должности без выборов нельзя находиться по закону) – АК с командой сделал не мало, и работал весьма достойно. И проверка финансовой деятельности, проведенная накануне выборов ревизорами Министерства, не предъявила к АК никаких серьезных претензий. Почему Министр и его друзья решили поменять такую серьезную и уважаемую в мире фигуру на счетовода из Тюмени - вопрос не ко мне. Чем это закончилось? Полной катастрофой в кратчайший срок! Тонны помоев были вылиты на него и его соратников. Могу сказать только одно – все сплошная ЛОЖЬ. В оправдание того, почему белое мы меняем на черное. Надо было оклеветать, но к нему не прилипло. Сегодня все мы получили то, чего достойны: и те, кто открыто помогал ФР занять кресло руководителя, и те, кто рабски обслуживал все ее безобразия (помним вас, голубчики, всех поименно), и те, кто все это безропотно терпел. Вдыхаем запах гнили и нафталина.

 

АК ушел спокойно и достойно. Оберегая репутацию Росгосцирка от скандалов, потребовал от друзей не поднимать шума в связи со странным выбором Минкульта.  

 

"Большое видится на расстоянии ". Но мы не только слепые, но и глухо-немые. 

 

АК востребован, креативен, как всегда опережает время и продолжает создавать и реализовывать большие проекты. И по-прежнему продолжает влюбляться в творческих людей и прощать им недостатки (на беду  или на счастье - вопрос философский). Увы, вне цирка. 

 

С днем рождения, АК! Успехов тебе и радости в твоей новой творческой жизни!  Всегда буду гордиться званием твоего друга.