Актер Александр Ковтунец — о преодолении страха, учительском долге и преображении верой

В прокат выходит драма режиссера Сергея Мокрицкого «Я — Учитель». Фильм рассказывает историю школьного учителя из оккупированной фашистами деревни, который соглашается учить детей по утвержденной немцами программе. Вскоре он оказывается перед непростым выбором — отдать жизнь за отечество или сохранить ее ценой предательства. Исполнитель главной роли Александр Ковтунец рассказал «Известиям» о том, как работал над сложным образом.

— Ваш герой — персонаж неоднозначный. В чем-то даже неприятный. Не было сомнений, когда соглашались на эту роль?

— Наоборот, сыграть такой характер — интересная актерская задача. И потом, людей, которые с детства идут к святости, как преподобный Сергий Радонежский, немного. Для нашего время даже важнее персонажи, которые изначально не являются героями, а становится ими, преодолев себя. Один батюшка, в молодости служивший в спецназе, рассказал мне, что все боятся, когда идут в бой, но русский человек умеет преодолеть в себе этот страх. Вот это преодоление я и играл.

— Сегодня далеко не каждый зритель может представить себе войну.

— Бой — не обязательно поле битвы. Каждый из нас ежедневно попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. Врач может лечить больного, а может выписывать бесконечные анализы платные, усугубляя болезнь, производитель — использовать ингредиенты качественные или вредные, зато дешевые, и т.д. Действие фильма происходит в годы Великой Отечественной войны, но ассоциируется с днем сегодняшним.

— А вы сами понимаете мотивы вашего героя?

— Мой герой — учитель, который искренне любит детей и свою профессию. Поэтому он соглашается пройти переподготовку и получить разрешение у новой власти на обучение детей. Но тут надо учитывать следующий момент: этот человек родился при царе, потом пришло временное правительство, затем красные, белые, махновцы, снова красные, а потом фашисты. И при каждой власти люди пытались выжить и сохранить свою семью. Поначалу мой герой не понимает, что поступает безнравственно по отношению к Родине и семье. Его заботит только собственная жизнь. Кстати, еще и потому, что изначально он убежденный атеист.

— То есть в своем последующем выборе он опирался на веру?

— Конечно. До тех пор, пока человек не осознает вечность своей жизни, ему сложно пожертвовать собой. Это видно на примере другого героя — агитатора-власовца, который предал Родину из страха смерти. Мой Павел постепенно понимает, что идет к тому же. И дальше ему только и остается повеситься, чтобы не остаться наедине со своей совестью. Ему в руки попадает Евангелие, и он побеждает в себе беса — страх. Обретая веру в Бога и вечную жизнь, он преображается и своим примером дает урок ученикам.

— Выполняет миссию педагога?

— Конечно. Дети видели, что учитель сотрудничал с немцами. А тут совершил сильный поступок. Понятно, что дети будут жить с этим примером. Вообще, миссия педагога — одна из важнейших. От учителя зависят человеческие судьбы. В современном мире иногда родители теряют моральные ориентиры, а дети увлекаются только гаджетами. Насколько же должен учитель гореть своим делом, чтобы отвлечь их от гаджетов и повести по нравственному пути!

— Вы опирались на реальные биографии учителей, погибших во время войны?

— Мы изучали архивные документы. Немцы большое внимание уделяли пропаганде. На оккупированных территориях каждый учитель должен был получать официальное разрешение на преподавательскую деятельность. При этом в программе оставалось всего семь предметов, среди которых — история Германии. Очень много свидетельств о том, что учителей расстреливали не только за связь с партизанами, но и за преподавание неположенных предметов. Поэтому, читая стихи Пушкина, мой герой рисковал жизнью. Мне хотелось показать этот подвиг.

— Кстати, существует точка зрения, что если бы немцы выиграли войну, то всем бы сейчас жилось лучше. Не думаете, что метания вашего героя некоторыми покажутся необоснованными? Мол, человек для себя старался, всё правильно делал...

— Лично мое твердое убеждение: ни в коем случае нельзя было победить тому злу, что пришло нас уничтожить. Те, кто считает, что в случае победы фашистов Россия бы стала европейской страной, глубоко заблуждаются. Даже те, кто перешел на сторону немцев, не могли не видеть их зверств. Фашисты несли нам не освобождение, а уничтожение.

Сейчас показывают голливудские картины, в которых под сомнение ставится подвиг нашего народа во Второй мировой войне. Молодой человек с неокрепшей психикой легко может в это поверить. Наш фильм еще и о том, что любая пропаганда не проходит бесследно.

Источник: http://izvestia.ru/news/611402