Как руководителю Направления «Семья в XXI веке» в рамках традиционных ежегодных Рождественских Чтений, при общении с представителями сферы образования и науки, мне часто приходится сталкиваться с непониманием роли семьи как естественного и в то же время священного союза, назначением которого является, прежде всего, сохранение традиций и духовное совершенствование. Институт семьи, к сожалению, весьма многие, причем весьма просвещенные, образованные люди понимают в марксистском, безбожном духе. Это тем более удивительно, что по¬следствия такого подхода, десятилетиями господствовавшего в нашем обществе, у всех перед глазами. Утрата цело¬мудрия, вседозволенность, разводы, брошенные дети, а в конченом итоге - серьезное ослабление государственности. Ведь именно в семье веками формировалось чувство живой преемственности поколений как основы сохранения на¬ции. Иван Ильин — и не он один - утверждал, что именно в семье развивается личность ребенка, здесь «пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать; здесь слагаются основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья или несчастья...»

Какой же должна быть семья, чтобы для ребенка с детства прокладывался путь спасения, чтобы, становясь взрослым человеком, он ощущал совестливое движение сердца, как мерило своих поступков?

Ответ на данный вопрос заложен в истоках и традициях Православия. Русская Православная Церковь всегда была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем, из которого они черпали живую воду истинной веры и подлинной духовности. И в нынешнее сложное время Мать-Церковь не оста¬ется в стороне от жизни народа, она, как и всегда, отводит исключительную роль семье как школе благочестия. В житиях святых при описании семьи святого или святой всегда отмечалось, что родились они в благочестивой семье или, что родители были благочестивы.

Прекрасный пример любви, чистоты и верности видим мы в житии преподобных Петра и Февронии Муромских. Весьма отрадно, что память святых жива в современном русском народе и становится примером для юношества. «Малой Церковью» назвал семью святитель Иоанн Златоуст, так как здесь дитя должно стать истинным человеком, восприняв от родителей все, что его таковым делает. Современная семья, вооруженная столь сильным средством воспитания как Православная вера, вновь должна стать, как и было всегда в России, первой и основной шкалой жизни.

 

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий